Женское измерение
Сценарий
«Работа на износ»

автор юлия свияш
Сценарии, из которых я вышла
Милые девочки.

Приглашаю вас на откровенный разговор. Эта личная история - о том, из каких разрушительных сценариев мне, как женщине, удалось выйти.

Сколько лет и душевных сил на это у меня ушло – уже не важно. Когда возвращаешь себя себе, это настолько восхитительно, что ничего не жалко. Оздоровление жизни того стоит.Возможно, в твоей жизни есть какой-то сценарий (зацикленная, повторяющаяся проблема), который пьет из тебя все соки, всю радость жизни. Вытряхивает все живое, закрывает настоящее и будущее, погружая в нескончаемый день сурка. Я знаю, что это такое. Ведь поэтому я, в конечном счете, и стала работать и общаться с женщинами.
Сегодня я просто, без всяких методик и алгоритмов, поделюсь историей освобождения себя из внутреннего плена, в котором мне было очень, очень плохо. Может быть, тебе это чем-то поможет совершить твое путешествие к твоей главной свободе – свободе быть собой.
Сценарий «Работа на износ»
Я не очень люблю понятие «личная жизнь», так как все, что у меня есть – это лично. Однако, такая объективная вещь, как время на себя, на отношения, на общение с близкими, на здоровье, красоту – да мало ли на что – существует. И когда-то у меня все это очень страдало, да практически «болело» в моем сценарии «работа на износ».

Я родилась в такой семье, где папа – талантливый руководитель, военный кадровик, а мама – детский доктор высочайшего уровня. Профессия была частью их жизни. Я очень горжусь родителями. Они привили мне философию любви и уважения к делу. Вместе с этим, как часть жизни, у папы был трудоголизм (он жил работой), а у мамы – работа вытряхивала все силы (работа в детской поликлинике советского устройства).
Я уже потом осознала, что моя ценность, как человека и как женщины была сформирована по принципу «все силы – делу». Вот мои ценности:

  • Продуктивность
  • Полезность
  • Компетентность
  • Добросовестность
  • Ответственность и т.д.

В конечном счете – это совсем неплохо. Но у этой системы есть один побочный эффект, который мне довелось расхлебывать лет 10 своей сознательной жизни. А именно – установка на то, чтобы всю свою энергию отдавать работе. Зачем? Чтобы оттуда черпать свою значимость, получать поощрение и, в конечном счете, чувствовать себя нужной и любимой.

Зависимые отношения принято рассматривать в контексте человеческих отношений. Но если вместо человека подставить «дело, работа» - получится то же самое. Тот же треугольник ролей:

В Жертве я работала на износ, падала, болела и жалела себя. В Спасателе я с чувством вины и новыми силами кидалась на дела и пыталась наверстать упущенное. В Преследователе я бунтовала против такого несправедливого положения дел, где я сама себе не принадлежу, возмущалась и гневалась. И так – бесконечно. Не было лишь осознания себя как автора и сценариста этой игры.
Вот как я жила
  • Я была замужем за своими делами, за профессиональными проектами, за целями.
  • Я не умела сама регулировать нагрузки. Как следствие, «зашивалась», нервничала, опустошалась.
  • Я всегда ставила себе высокую планку.
  • Я так переживала, если что-то не получается с моими планами, будто это крах всей жизни.
  • Я жила, захваченная в плен своими задачами и списками дел.
  • Я измеряла свое счастье исключительно профессиональными успехами.
  • Я не умела отключаться.
  • Я не умела делегировать.
  • Я не умела брать паузы.
  • Я не искала легких (в хорошем смысле этого слова) путей.
В конечном счете, конечно, это дало мне интересную и насыщенную жизнь, привело к определенному успеху, сформировало мое «взрослое я». У меня есть опыт журналиста, организатора, руководителя, психолога, тренера и других ролей и профессий, в каждой из которых я достигла того, чего хотела и даже того, чего не хотела.

Но постепенно, через мощнейший личностный кризис, в котором выколупывалось и мое Женское в том числе, я увидела, насколько ограничена моя картина мира. Насколько узкую амбразуру я себе оставила, чтобы смотреть изнутри наружу. К тому времени я уже достигла определенного профессионального самоуважения и, можно сказать, нашла свою социальную идентичность, что тоже крайне важно.

Я отчаянно захотела освободить свое сознание, свою энергию, а значит, и свое время из захвата, из плена этого сценария - «работа на износ». Пусть даже любимая работа. Нет, я не собиралась уходить в тотальный отпуск, в дауншифтинг, в декрет длиною в жизнь. Но я очень хотела вернуть себя себе и расставить приоритеты таким образом, чтобы другие стороны моей жизни и моей личности получили свою часть законного пространства. Что, как вы понимаете, для женщины (и для ее личной жизни) крайне важно.
Да, я не работала в жесткой офисной структуре на ненавистной работе. Но даже любимое дело может «пожрать». Вот какие этапы были у меня на пути освобождения от зависимых отношений с работой.
То, что я описала – это всего лишь мой путь
Тотальное выгорание
и даже отвращение к делам. Невозможность что-то делать, включаться, думать, принимать решения. Полная деградация творческого ресурса. Истощение – нервное и психическое. Понимание того, что прежними проектами заниматься не хочу, а чем хочу – пока не вижу. Творческий и деловой ступор. «Вынос мозга» был полный. Это длилось около года, в жесткой форме – полгода.
Пустота и недеяние - как осознанно разрешенное себе состояние
Перерыв в делах пришлось сделать на несколько месяцев. Состояние овоща, казалось, никогда не кончится. Но, оказалось, доверять пустоте (внутренней) - полезное дело. Из пустоты рождаются чудесные, знаете ли, вещи. Я тогда еще не знала, что через обнуление происходит и обновление.
Пробуждение. Работа над ошибками
– «что было не так». Одновременно происходил контакт с той частью сознания, которая не захвачена делами и планами, которая про бытие, а не про действие. Контакт женскими и творческими потребностями, которые были задавлены прежним образом жизни. Это длилось, в общей сложности, около полугода.
Постепенное понимание того, чем я могу и хочу заниматься
Понимание того, что прежние наработки не стоит выкидывать, они ни в чем не виноваты. Выход в новое направление деятельности. И, конечно, периодические срывы в прежний сценарий «упала-отжалась». Самонаблюдение и отслеживание: по какому алгоритму происходит срыв.
Формирование своей «здоровой нормы» нагрузок,
даже интересных и творческих. Открытие – что такое «вдох» и «выдох» в деятельности. Выстраивание границ между делом и личным пространством. Понимание ценности пауз, отпусков, смены деятельности, на первый взгляд, убыточных затей и т.д. На эти два этапа ушло около двух лет. Итого – около трех лет.
Юлия Свияш
Писательница, психолог, тренер
comments powered by HyperComments