14 Января 2016
Это испытания на мужественность и женственность, посвящения юношей и девушек во взрослые мужские и женские роли, в таинство умения быть мужчиной и женщиной. Наши предки проживали первые инициации взросления еще в ранней юности, поэтому они вовремя оказывались готовыми к взрослой жизни мужчины и женщины.

По сути, мужчины учились быть настоящими мужьями, а женщины – настоящими женами.

Сегодня технический прогресс отодвинул этот важнеший духовный опыт на задворки сознания, но потребность в своевременной духовной школе для мужей и жен никуда не исчезла – наоборот, стала особенно актуальной.

В ответ на эту потребность возникли архетипический анализ и практика инициаций(от лат. initiatio – переход, таинство, посвящение) мужской и женской зрелости. Этоновый метод постюнгианского направления – инициационная терапия мужской и женской зрелости.

Авторы основ метода инициационной терапии мужской и женской зрелости – ростовские психологи Василец Татьяна Борисовна и Романова Наталья Валентиновна.

Теоретические основы архетипического (архетипы – универсальные “кирпичики”, из которых строится внутренний мир человека) анализа мужской и женской зрелости и опыт проведения соответствующих инициаций описаны в книге Василец Татьяны “Мужчина и Женщина – тайна сакрального брака” (изд. “Речь”, Санкт-Петербург, 2010 г.,www.ozon.ru).

Сегодня существуют заметные отличия в подходах соавторов к теории архетипического анализа и практике проведения инициаций мужской и женской зрелости. Таким образом, существуют два разных направления – подход Василец Т.Б. и подход Романовой Н.В.

Марина А., 42 года. 2002 г.

Марина А., 42 года.


В основе инициационной терапии мужской и женской зрелости — проживание индивидуальных и групповых инициаций, позволяющих мужчинам и женщинам любого возраста легко и весело подниматься все выше по духовным ступеням мужественности и женственности. Созревание мужского и женского начал личности человека любого пола позволяет участникам инициаций создавать все более гармоничные отношения в супружеских и других мужско-женских парах, избавляться от одиночества, а также – помогает эффективно налаживать отношения с детьми, родителями и другими людьми, способствует карьерному росту, творческой самореализации, избавлению от психосоматических проблем, развивает родовое и планетарное сознание и т.п.

Опыт инициаций мужской и женской зрелости позволяет родителям вовремя и поэтапно инициировать дочерей и сыновей, помогая им становиться счастливыми мужчинами и женщинами.

Инициационные теория и практика возникли в 2000 г. в г. Ростове-на-Дону и развиваются сегодня под эгидой Российского (частного) Института инициаций Мужчины и Женщины (РИИМиЖ) Василец Татьяны (главный координатор РИИМиЖ – Арефьева Елена), а также – в Московском филиале РИИМиЖ (директор Восторг Ирина), а также – в практике Романовой Натальи.

Инициации мужской и женской зрелости обретают все большую популярность как в России (гг. Москва, Чехов, Королев, Железнодорожный, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Иваново, Электросталь, Краснодар, Новороссийск, Саратов, Волгоград, Самара, Новосибирск, Каменск-Шахтинский, Владикавказ, Беслан, Пятигорск, Могоча, Мурманск и др.), так и за рубежом – США, Англии и др.

Алла С., 50 лет. 2004 г.

Алла С., 50 лет.


Идея проведения инициаций стара как мир. Практика инициаций мужской и женской зрелости – основана на наследии Карла Густава Юнга, который, следуя древнейшему знанию, отмечал, что в каждом человеке есть два фундаментальных сотворящих начала – мужское и женское. Женское начало в личности мужчины К.Г. Юнг назвал Анимой (Душа), а мужское начало женщины — Анимусом (Дух). Гармоничный внутренний союз мужского и женского начал Юнг считал сакральным браком, к которому неосознанно стремится любая личность. В инициационном подходе к мужской и женской зрелости эти взгляды получили широкое практическое применение. Это позволяет все более глубоко исследовать процессы созревания двух фундаментальных духовных начал личности – ее мужественности и женственности. Таким образом, цель инициаций мужской и женской зрелости — духовное созревание мужской и женской “половинок”личности, а также – достижение ими внутреннего союза: сакрального брака.

Более чем десятилетняя практика проведения инициаций мужской и женской зрелости убедительно доказала, что отношения мужской и женской частей личности подчинены божественной (образцовой) иерархии, которая во все времена отражалась в архетипических сюжетах и взаимоотношениях архетипических персонажей. Если вслед за К.Г. Юнгом рассматривать архетипы как некие универсальные “кирпичики”, из которых строится личность человека любой культуры (Юнг выделял, например, архетипы Тени, Уробороса, Ведьмы, Злодея, Героя, Мудреца, Служителя, Сироты, Короля, Королевы и др.), то наиболее удобно исследовать и развивать мужское и женское начала личности на основе этих архетипических образов (и архетипических сюжетов сказок. былин и мифов). Во внутреннем мире человека мужское и женское стремится занять свои природные законные позиции, то есть существует здоровая иерархия мужского и женского начал. Она заключается в таком распределении ответственности, когда мужское начало личности занимает правящую позицию, берет на себя основную ответственность за выживание и развитие личности (человека любого пола), а женское ее начало занимает со-творящую позицию, сосстанавливая силы мужского, потраченные на правление и защиту. Женское в личности является вечным источником целебных сил и вдохновения.

Итак, инициационный подход к мужской и женской зрелости учитывает естественные и непреложные законы, по которым мужские и женские функции (части) личности взаимодействуя, развиваются, сотворя друг другу.

Алла С., 50 лет. 2004 г.

Лена Н., 42 года


В сказочных сюжетах, где отважный герой побеждает Злодея (Дракона, Кощея и др.) и освобождает из плена прекрасную царевну, – инициируется и растет защищающая функция мужского начала личности, адресованная, прежде всего, женскому (а затем – детскому) ее началу. В результате таких побед созревает мужско-женский сакральный союз, обретающий стабильность только после того, как побеждены препятствующие ему внутренние разлучающие силы (Дракона, Кощея и др.). В реальных отношениях мужчин и женщин события просходят строго зеркально, точно отражая внутренние процессы формирования внутриличностного сакрального союза. Если силы, разлучающие мужское и женское начала, велики, – иначе говоря, если драконы и кощеи долго остаются непобеждеными, – любая пара перживает затяжные конфликты, рискуя оказаться в ситуации разрыва отношений. И в самом деле, если с Драконом/Кощеем сражаться некому, то победа автоматически остается за ними.

Созданию гармоничного мужско-женского союза во внутреннем мире предшествует процесс эмоционального выхода из “семейного гнезда” (сепарация), что тоже отражено в архетипических сюжетах. Детские сказки умело подсказывают нам, при каких условиях отделение от эмоционального влияния родителей проходит наиболее гармонино. Например, в сюжете сказки “Колобок” отражен не просто момент отделения ребенка от родительской семьи (дед и баба – мудрые части отца и матери), но и – первый романтически-эротический опыт мальчика: Лиса символизирует первое соблазнение, первую поглощенность сознания мальчика (у Колобка есть только голова) женскими чарами. Так растущее мужское начало личности впервые встречается с ее женским (а не материнским) началом, “с головой ныряя” в еще непознанный, но бесконечно манящий мир очарования женственности.

Персонажи и сюжеты сказок и мифов являются ярким и понятным символическим языком, используемым в архетипическом анализе и инициациях мужской и женской зрелости. Язык архетипических образов открывает нам тайны этапов созревания мужественности и женственности во внутреннем мире человека.

От того, насколько хорошо мы знакомы с этими этапами на собственном сознательном опыте, насколько высоко чтим таинство духовной иерархии мужского и женского начал личности, где мужское несет основную созидательную функцию и основную ответственность, а женское – со-творит мужскому в его великой творческой миссии, – зависит, в какой степени мы счастливы как реальные мужчины или женщины, отцы или матери, сыновья или дочери и т.д.

В качестве архетипических тем для проведения инициаций мужской и женской зрелости в инициационном подходе используются не только классические сюжеты сказок, былин и мифов, но также — семь мужских (Разведчик, Защитник, Кормилец, Муж-Генерал, Король (Царь-Отец), Целитель, Священник (Дух)) и семь женских (Ведьма, Амазонка, Гейша, Жена-Мать, Королева, Фея, Богиня (Душа)) архетипических фигур-функций.

Участники инициаций могут побывать, например, в роли Ведьмы или Амазонки, Феи или Богини, Короля или Королевы, а также — “освободиться от чар или “из плена злодея”. В ходе перживания инициации можно не только в образе Ивана-царевича “сразиться с Драконом”, но и – принять участие в “празднике Ивана Купала”, “поймать Жар-Птицу”, посетить семейный или родовой архив и т. п.

Практика инициаций мужской и женской зрелости, а также – инициаций взросления для мальчиков и девочек, юношей и девушек, осуществляемая в рамках инициационного подхода, уже более 10 лет успешно восполняет существующий в западной культуре острейший духовный дефицит в области формирования зрелого мужского и женского самосознания.

Еще раз отметим, что инициации проводятся как индивидуально – в виде проживания внутренних сюжетов с помощью направленного воображения, так и в группах – в форме инициационных упражненией, игр, обрядов и ритуалов.

Сегодня используется более 150 архетипических тем для индивидуальных и групповых инициаций.

Символическое проживание в инициациях этапов развития союза мужской и женской “половинок” личности не только выводит мужчин и женщин на все более высокие уровни мужской и женской духовной ответственности, но и позволяет избавиться от эмоциональной зависимости в отношениях, освободиться от бесконечных обид и претензий друг к другу. Дети инициированных отца и матери получают возможность вырасти счастливыми мужчинами и женщинами.
Сакральный союз мужского и женского начал личности на определенных стадиях созревания начинает плодоносить. Мужское и женское начала со-творят друг другу, образуя во внутреннем мире некий собственный “генератор счастья”, в результате чего личность человека получает все энергии, необходимые для полноценной самореализации в любых областях жизни. Таким образом, опыт инициаций мужественности и женственности приводит к достижению целостности личности – к со-творчеству, со-частью мужской и женской ее “половинок”, то есть – к достижению здоровой эмоциональной автономии, внутреннего равновесия, состояний наполненности и счастья.

Таким образом, у участников инициаций мужской и женской зрелости:

  • налаживаются отношения с представителями противоположного пола, с детьми, родными, близкими и другими людьми; одинокие участники инициаций обретают партнеров;
  • гармонизируются отношения с любимыми;
  • исчезают психосоматические заболевания;
  • появляются чувства женского и мужского достоинства;
  • повышается уверенность, инициативность и ответственность мужчин;
  • расцветают привлекательность, обаяние и мягкость женщин;
  • состояния душевного равновесия, уверенности в своих силах и счастья становятся для человека стабильным эмоциональным фоном;
  • развивается родовое сознание.

Российский (частный) Институт инициаций Мужчины и Женщины (РИИМиЖ) Василец Татьяны и Московский филиал (МФ) РИИМиЖ проводят:

  • клиентские семинары-тренинги инициаций мужской и женской зрелости для всех желающих,
  • методические семинары и вебинары, обучающие специалистов практикам проведения индивидуальных и групповых инициаций мужской и женской зрелости, а также – инициации для детей и молодежи,
  • интернет-консультации для мужчин, женщин, для семьи в целом.