18 Декабря 2014

Есть особые дни в году, когда граница между плотным миром событий и тонким миром энергий истончается настолько, что это время считалось мистическим. Оно традиционно использовалось ведающими женщинами и мужчинами для обрядов и ритуалов, смысл которых – гармонизировать жизнь и придания особой силы своим желаниям и мечтам. Ибо в эти дни нас слышат….

Одни из таких дней – Дни Зимнего Солнцестояния и древний праздник славян Коляды.

О чем говорит Природа?

Настоящая астрономическая Зима приходит к нам 22 декабря 2014 года в 03 часа 03 минуты по московскому времени в День Зимнего Солнцестояния. Этот день занимал важное место в культуре и традиции славян и многих других народов.

Зимнее Солнцестояние является поворотным событием в присутствии Солнца на небе – это символ возрождающегося года, «новых начинаний» во многих традициях и культурах.

Ведь, именно с этого события на небе – день становится длиннее и солнечнее.

В славянской традиции год начинается с Дня Зимнего Солнцестояния - праздник Нового Года, он же Коляда, зимние Святки, Новолетие, дни Рода отмечаются в период с 19 по 27 декабря. На Руси в христианской традиции мы празднуем Рождество Христово, Святки, Крещение.

До начала XX в. основными зимними праздниками в культуре нашего народа были Коляды и Рождество Христово. Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. Уже потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться несколько больше. Это был первый шаг в сторону от исходных традиций народной культуры.

25 декабря начинается один из значимых праздников славянского народного календаря – Праздник Коляды. Это очень древний языческий праздник. «Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает»: свету становится больше, день длиннее. Зима обязательно закончится, и придет пора тепла и урожая.

Коляды праздновался в Зимние Святки (сочельник) с 25 декабря (поворот Солнца на Весну) по 5-6 января.

Коляда — «коло-колесо»; круг – солярный знак Солнце. Веселое, желанное божество, Солнце-младенец, в славянской мифологии.

Приходит Коляда – юное зарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Это новорожденное Солнце открывает новый год, символизирует Солнце будущего года. Воплощение новогоднего цикла.

«Когда-то его воспринимали не как «ряженого». Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».

А. Стрижев «Народный календарь».

Древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «Новый Год» и Рождество и на открытках и в новогоднем оформлении праздника художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в Космос.

Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло! И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая Новый Год (НовоЛетие).

Традиции, обычаи и обряды на Святки

Пришла Коляда накануне Рождества.

Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.

Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.

В одном кармане сочельник, в другом – чистый понедельник.

Пословицы и поговорки

Давайте немного окунемся в традиции Руси и наших предков славян.

«Славянские традиции и праздники – настоящий кладезь мудрости наших предков. Это представления о Космосе и Земле, о Природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе.»

Праздник – это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения.

«Обряд – время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" – на пересечении магнетических потоков Земли – "на добром месте" – это и Красная горка, это и Церковь в «доброе время». Центр праздника, обряда – человек – создание богоподобное, излучающее главную – космическую силу – ЛЮБОВЬ!»

Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.

У древних славян 25 декабря (месяц «студень») начинался поворот Солнца на Весну. Наши предки представляли Солнце прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима.

Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В эти вечера все заволакивается морозом и кажется мертвым.

По этой причине, Святки – время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами. Зимнее Солнцестояние – начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок.

Кудесник прогонял злых духов песнями.

И все же Зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, Солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке, на вороном конечке» в теплые страны (к Весне и Лету).

Колядование - обрядовый обход домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершали накануне Рождества (25 декабря), Васильева дня (1 января), Крещения (19 января).

У всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными.

Праздник обычно состоит из трех частей: зачин, пир, обряды и игрища.

Начинался праздник чинно – ужином в родимом дому. Женщина – уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб.

Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать!

На столе обязательно была «кутья – ритуальное блюдо православных христиан, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы или риса, политая мёдом, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья. Зёрна символизируют будущее всеобщее воскресение; мёд или сахар – блаженство будущей жизни».

По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут Души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу – так считали древние славяне. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде.

Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры («для согрева душ мёртвых»), зажигают свечи на могилах родителей. Проводы Предков обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок.

Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженые, колядные песни, молодёжные игры и гадания. В канун Коляды (вечером 24 декабря) начинается святочное ряжение.

После застолья «Колядники» рядятся в одежды и маски, изображают зверей. Ряженые называются в народе также кудесниками, колядовщиками. Они ходят по улицам и домам с музыкой, прибаутками и поют колядки - особые обрядовые песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам.

Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами ряженые должны были быть неузнанными. Во время их появления разыгрывались сценки: шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю. Ряженные веселят людей и потешными представлениями в коих нередко скрыт глубокий смысл, а в пустые мешки собирают угощения и подарки.

На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, «родители» выбирали «жениха», «невесту», сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались еще осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

Позднее также появились рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты. Показывали кукольные представления. В разных частях России колядование проходило по-разному.

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив.

«Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Колядное хождение может продолжаться все две недели святок. В старину обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование – просто традиционное развлечение и не более того…

Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи.

Во-первых – собирают дары для обитателей Иного Мира в древности часть даров приносилась в жертву Предкам.

Во-вторых – благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых – обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов – «зерносып»: посыпание зерном на счастье, сопровождаемое обрядовой песней, например, такой:

Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!

Вестники поют песни, славят Род, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.

Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!

Вы нас будете дарить – мы Вас будем хвалить!

А не будете дарить, тогда будем корить.

Не дадите пирога – сведём корову за рога!

В результате обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год. Каждой крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила».

А хозяева отдаривали их печеньями в форме зверюшек, а также пирогами, оладьями, ватрушками, напитками и деньгами. Все старались одарить колядующих так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед богами. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия «козульки». Накануне Рождества их выпекали специально для, раздачи колядующим.

Пекли колядки: из постного ржаного (или ржаного и пшеничного) теста делали небольшие круглые лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.

Пекли обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики).

Если хозяева выносили угощение, то колядовщики благодарили их следующими словами:

Мы пришли
прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто
лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям-боярышням!

До выкрикивания угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и застольями, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, кружились хороводы. Колядные песни всегда были разнообразны.

На следующий день после колядного вечера 24 декабря отмечали сами Коляды — праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.

Колядовщики несли Солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, соломой с колосьями.

Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков.

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый Живой Огонь. Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить в гору горящее колесо – символ набирающего силу Солнца – со словами:

  • «Колесо, гори-катись, со Весной Красной вернись!»
  • «В гору катись, с Весной воротись».

В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.

Также праздновался Щедрый вечер, Богатый вечер – народный праздник славян, вечер в канун Старого Нового года по старому 31 декабря (по новому стилю 13 января). На него выбирали самую пригожую девушку, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу. Девушки пели «щедровки» - те же колядки, обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом «щедрый вечер, добрый вечер».

Содержание этих пожеланий менялись в зависимости от пола, возраста и состояния тех членов хозяйской семьи, к которым обращались: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам – счастливый брак.

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!

Здесь отражены далеко не все поверья и традиции этих волшебных дней.

Данная статья не является религиозной и носит просветительский характер. Материал основан на книге «Мифологические представления древних славян», «Славянска мифология» и других источниках.

Надеюсь, мне удалось погрузить Вас в волшебную атмосферу предновогодних дней. В «Женском Измерении».